Я увидела ее первой. Картина стояла на мольберте и чуть поблескивала еще влажной краской. На вертикали плотного листа бумаги спирально вились широкие росчерки алого, желтого, синего цветов. Сквозь них просвечивал нежный розовый и благородная охра, энергию создавал бархатистый черный. Спирали не были хаотичны. Они подчинялись формам человеческого тела и из их сплетения вдруг появилась фигура Девы Марии и нежное, хрупкое тельце ее Божественного Младенца. Богоматерь ласково и бережно прижимает сына, ее жест так красноречив!
В истории искусства такой образ называют по-гречески – Елеуса, Умиление. Трепетные объятья, ласка, прикосновение щеки к щеке. На иконах Богородицы Елеусы между Марией, символом и идеалом рода человеческого, и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична.
Подумайте, какой отвагой должен обладать мастер, чтобы обратится к этом древнему сюжету! Тысячи, миллионы раз художники разных времен и стран писали этот священный образ. И, на мой взгляд, Константину удалось почувствовать его и передать по-своему. Вглядитесь в лики: чуть приоткрытые уста Богоматери – словно вздох, прозрачные серые глаза задумчивы и наполнены грустью; яркий младенческий румянец окрасил щечки Христа, на Его губах – нежная улыбка, а взгляд тверд и серьезен…
Ольга Куржукова
Старший научный сотрудник Новосибирского государственного художественного музея
Умиление. 2022
Бумага, тушь черная, тушь цветная, темпера, поталь. 76х56 см