Эффектное небо. Пик Делоне. 2022
Бумага, пастель. 40х60 см
Это была первая работа, созданная сразу после прилета. Такая панорама открывалась из моей палатки – восторг! Бархатистой пастелью на тонированной бумаге я быстро сформировал композицию, в которой каждый штрих – символ счастливого мгновения!
Я давно мечтал найти место, которое вдохновит на создание пейзажей с натуры. Они виделись мне реалистичными, понятными, с определенной изюминкой. Где эти виды, понятия не имел....
И вот я оказался в заповедных местах Алтая. Это было неожиданно. Расположившись в вертолете и ожидая взлет, я надеялся, что именно сейчас наступает время воплотить свои творческие мечты. «Господи, благослови», – говорил я себе, а сердце волновалось не столько за полет, сколько за то, что предстояло создать...
Энергия воды. Водопад Куркуре (Амир-Али). 2022
Бумага, пастель. 40х60 см
Я старался изобразить водопад, подчиняя мазки пастели движению его энергичных потоков. Мы были одним целым, но в разных состояниях: водопад – невозмутимо шумным, а я – невозмутимо увлеченным.
Вечерний свет.
Долина реки Иедыгем. 2022
Бумага, пастель. 60х40 см
Если честно, эта пастель – одна из любимых в серии. Рассматривая ее, я переношусь в те далекие места, вспоминаю процесс работы над композицией и то вдохновенное одиночество, что испытал в горах. Здесь есть тишина, мудрость и красота природы, постоянство мира.
Пятна света. Долина реки Куркуре. 2022
Бумага, пастель. 60х40 см
На месте, с которого открывалась эта вдохновляющая панорама, один из наших гидов обнаружил следы медведя – он перевернул камень в поиске муравьев и оставил приметы своей жизнедеятельности. «Какой романтик, нужно здесь рисовать!», – подумал я и быстро принялся за работу. Группа двинулась дальше вдоль реки, но со мной остался гид, который фотографировал этапы творчества, удивляясь тому, как мазки пастели создают этот образ.
Широкая лиственница. Белуха сквозь ветви. 2022
Бумага, пастель. 40х60 см
Изобразить такое благородное дерево – дело чести перед природой!) Я с удовольствием писал его, тем более, сквозь ветви виднелась Белуха. Небо было ярким, а кора лиственницы сияла множеством оттенков – услада для глаз!
В движении реки. 2022
Бумага, пастель. 40х60 см
Мне было интересно соединить ритм линий сухих деревьев с движением реки. Я сосредоточился на цветах и фактуре переднего плана, убрав детали дальнего – так появилось ощущение пространства. Здесь большую роль играет тон бумаги, дополняющий оттенки воды и ветвей.
А вы знали, что слово «Алтай» происходит из китайского языка и означает «Золотая гора»?
Золото на Алтае действительно добывали с глубокой древности. И сегодня этот удивительный край может обогатить, озолотить любого. Ведь в нашем быстром и суетном мире истинное богатство – это душевное спокойствие и умиротворение. Именно их дарят путешествия на Алтай и алтайские пейзажи Константина.
Созданные на пленэре, эти работы полны свежего, живого горного воздуха, энергии, движения или, наоборот, первозданной тишины и покоя. Горы поднимаются седыми великанами, быстрому речному течению на страшен бурелом, ветви кедров и елей спускаются до земли. Одна из лучших работ алтайской серии изображает водопад. Стремительный поток низвергается с высоты прямо на зрителя. Вода клокочет, пенится, ударяясь о камни. Как великолепно подошла к этому динамичному сюжеты пастельная техника! Признаюсь, пастель – одна из моих любимых красок. Между художником и пастельным мелком не существует посредника-кисти, и все чувства и эмоции мастера сразу выплескиваются на лист. Пастель считают и живописным, и графическим материалом. От живописи – богатство цветовых переходов, изысканный колорит. А графичность пастели проявляется не только в возможности работать штрихом, линией, но и во взаимодействии с основой. Константин рисует пастелью на специальной, очень качественной и окрашенной бумаге. И всегда ее цвет – глубокий, сдержанный, принимает активное участие в создании образа. Вот и в листе «Энергия воды» темно-серый цвет листа становится то камнем, то тенью, скользящей по воде, то стволом дерева. Нужно обладать большой свободой и настоящим художественным мастерством, чтобы так виртуозно работать капризной пастелью!

Ольга Куржукова
Старший научный сотрудник Новосибирского государственного художественного музея
Идея, дизайн, живопись, графика, фото – Константин Прусов
Текст – Ольга Куржукова, Константин Прусов

2020–2024
Все права защищены